lennikov (lennikov) wrote,
lennikov
lennikov

Обзор фильма Марсианин

Martian_logo

И на Марсе будут яблони картошка цвести…

После эпичных провалов “Прометея” и “Исход” особенно хорошего от режиссёра Ридли Скотта ждать, как-то не получалось. Стало казаться, что талант человека, подаривший нам вселенную “Чужих” и “Бегущего по лезвию” так и остался в прошлом столетии. С другой стороны и “Прометей” и “Исход” страдали по большей части от плохого сценария, с визуальной точки зрения картины были неплохие.
И вот новая работа Ридли Скотта в жанре космической фантастики, но на этот раз это совсем другой фильм весьма нетипичный для Скотта в жанре твёрдой научной фантастики.

Книга или фильм?

КнигаФильм снят по одноимённой книге Энди Уира, которая и сама по себе написана практически как заготовка для сценария. Книга мне однозначно понравилась, хотя формат книги в виде дневника несколько ограничивал повествование и ближе к середине начинает утомлять. Кстати после книги, где имя главного героя писалось как Уитни, было немного непривычно слышать в американской картине Уотни, но это обычные издержки русского языка извечное, Ватсон или Уотсон. Книгу нужно обязательно прочитать, но лучше сделать это после просмотра фильма, чтобы лучше себе визуально представлять события на марсе и не испортить себе удовольствие знанием сюжета. Так как фильм сюжету книги следует за исключением некоторых деталей довольно близко.

Фильмов с реалистичным представлением космоса не так уж и много, а хороших так и вовсе можно по пальцам пересчитать. Из последних сразу вспоминается сравнительно недавняя ”Гравитация”. А если говорить о Марсе то “Миссия на Марс” Брайана Де Пальмы фильм настолько паршивый, что потребовалось целое десятилетние чтобы киноделы вообще вернулись к этой тематике. О недавнем “Последние дни на Марсе” трешаке про марсианских зомби и вовсе вспоминать не хочется.

Сюрприз!
Все думали я мёртв, а я выжил, сюрприз…

Думаю при попытке охарактеризовать Марсианина, будут упоминать “Апполон-13” и “Касаясь пустоты”. От первого hard science fiction, от второго противостояние одиночки враждебной окружающей среде. Примечательно, что в отличии от “Касаясь пустоты”, Марк Уитни и его желание выжить идеализированы, он выживает сугубо ради себя у него нет семьи, вскользь упоминаются только родители. Это сделано явно намеренно и большой плюс к фильму. Было бы очень легко сместить акценты и превратить фильм в типичную для Ридли Скотта мрачную драму - предупреждение, с зловещим Марсом и пугающими галлюцинациями главного героя, этим отдалив Марка от зрителей. В фильме Марс, безусловно, опасен, но удивительно красив, а Марк Уитни не унывает и не впадает в депрессию.

Mars Pathfinder и Sojorner
Реально севший на Марс в 1997 году зонд Pathfinder и первый марсианский ровер Sojorner играют в фильме существенную роль.

Нет, девиз Уитни “Science the Shit out of it” и отдельная заслуга в этом актёра Мэтта Деймона, которому явно предложили роль после Интерстеллар где Мэтт играл роль доктора Мэна который тоже застрял на удалённой планете. Причем несмотря на схожесть некоторых деталей доктор Мэн и Марк Уитни персонажи абсолютно разные, впрочем актёрский талант Мэтта Деймона давно известен.

Наука в фильме
Шторм
Самый главный научный ляп в фильме это ужасная буря, которая вынуждает астронавтов спешно покинуть Марс.

В действительности разряжённая атмосфера Марса, хотя и способна поднимать тучи пыли в пониженной гравитации, причинить каких-либо серьёзных разрушений не может. Сильнейшие порывы Марсианского ветра будут не более чем лёгким бризом. Буря есть в книге, так что претензии, пожалуй, к Энди Уиру, а не к сценаристам или режиссёру. Разумеется, можно было придумать более прозаическую причину, по которой Уитни остался на Марсе один, но тогда бы мы не увидели потоки ветра заполненного песком и мелкими камнями которые совершенно потрясающе смотрятся в 3D, но увы к реальности это отношения не имеет. Отсюда и второй мелкий ляп, звуки на Марсе должны быть приглушены из-за разряжённой атмосферы, однако звуки как на земле. Может быть после выхода Blue Ray кто-нибудь переработает звуковую дорожку. Нет, в фильме и моделирования пониженной марсианской гравитации. Но на этот шаг режиссёр пошёл умышленно, считая его малозначимым для сюжета и визуальной части фильма. Нет и каких-то последствий для здоровья экипажа, хотя каждый должен был получить изрядную долю радиации во время их длительной миссии. Наверное, смерть от рака кого-либо из команды, не входило в общий жизнеутверждающий мотив картины.

ЦУП NASA
Несмотря на набольшие научные несоответствия меня весь доставал всего лишь один мелкий нюанс, на протяжении 1.5 лет которые занимает история фильма, на второстепенных экранах ЦУП NASA на земле висели одни и те же изображения, теперь вы это знаете и вас тоже будет раздражать эта деталь. Но мелкие косяки с визуальной частью у Ридли Скотта встречаются давно, вроде абсолютно идентичных кардиограмм у всех членов экипажа в “Прометее”.

А где же мы?
Ну и да, а где собственно Россия? Когда творится такая серьёзная заваруха по исследованию Марса, Россия никаким образом не участвует. Даже Китайское космическое агентство оказывает США содействие, а Россия ни сном не духом. Опять же не было в книге, нет и в фильме. Не знаю, почему Энди Уир решил никак о России не упоминать, однако полное отсутствие Роскомоса в таком масштабном проекте смотрится как-то странно.

Графика и съёмки

Спецэффекты картины
Фильм основательно опирается на практические эффекты и Мэтту Деймону приходится изрядно попотеть в своём скафандре как перед голубом экране в студии, так и на натурных сценах.

Долина Вади Рум превращается в Марс
Натурой для марсианских пейзажей служила иорданская пустыня Вади Рум, где Ридли Скотт снимал натурные сцены чужой планеты в “Прометее”. Вади Рум вообще популярное место для съёмок космических пейзажей.

Подводя итоги

1458729485351396237
Фильм держит в напряжении там где нужно, динамические моменты хорошо разбавляются сценами на земле, космическом корабле. Они помогают создать визуальный и сюжетных контраст злоключениям Уитни.

Немного покритиковать можно разве, что музыку, она есть и неплохая, но до музыкальной атмосфере "Интерстеллар" ей конечно далеко. Впрочем, и масштаб у фильмов несколько разный. Из звуковых решений запомнился характерный звук, которым отмечается каждый прошедший на Марсе сол.

Ровер из фильма и реальный прототип NASA
Марсианский ровер (Марсианин) слева, реальный прототип NASA справа.

В целом фильм получился отменный, всё в нём на своих местах. И реалистичный космос там, где нужно, и зрелищный Марс, смоделированный на основе спутниковых снимков и сама миссия ARES изрядна основана на реальных концепт дизайнах NASA, что не удивительно фильм создавался при прямом содействии NASA и активно космическим агентством рекламировался.
Марсианина нужно обязательно смотреть в 3D и желательно в IMAX, немалое удовольствие от картины можно получить и на обычном экране. Ридли Скотт пошёл по пути Джеймса Камерона в Аватаре где 3D в фильме очень гармоничное, объём дополняет картинку, но нигде не превращается в самоцель.

Команда ARES III
Команда экспедиции ARES III

Идти на фильм нужно всем и каждому, не важно фанат ли вы космоса или нет, если Альфонсо-Куарон в
“Гравитации” создал фильм катастрофу посыл которой: “как важно твёрдо стоять на земле”. Космос у Альфонсо-Куарона враждебный и отталкивающий. Интерстеллар же слишком глубоко забирается в собственные философские идеи. Это совсем не плохо, оба эти фильма по своему, хороши, но у Ридли Скотта похоже получилось создать картину, которая сможет вдохновлять на исследования и космоса в том числе. Может быть, посмотрев “Марсианина” ваш ребёнок снова озвучит мечту, которая почти исчезла у наших детей и на вопрос как почти все дети 30 лет назад бойко ответит “Когда я вырасту – стану космонавтом!”

Creative CommonsДанный текст распространяется бесплатно на основании лицензии Creative Commons BY-NC-SA. Часть прав защищена. В некоммерческих целях допустимо копировать, изменять и использовать данный материал в других работах при условии указания авторства и публикации материалов с такой же лицензией. Если вы хотите опубликовать данный текст в печатном издании или коммерческом электронном издании, либо в рамках другой лицензии, пожалуйста, свяжитесь со мной lennikov@gmail.com. Фотографии собственность Universal Studios прилагаются к обзору в рамках Fair Use.

Tags: Кино, Космос, Марс, Обзоры, Фантастика

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments