lennikov (lennikov) wrote,
lennikov
lennikov

Японская подземка



История метро в Японии началась в 1920 году в виде короткой ветки между станциями Асакуса и Уэно. Спустя 90 лет японская сеть метрополитенов является одной из крупнейших в мире и каждый день переносит более десяти миллионов пассажиров. Зачастую даже при наличии личного автомобиля на работу многие предпочитают добираться на метро, в первую очередь - потому, что под землей не бывает пробок. Метрополитены в Японии являются государственными, а также частично приватизированными, в разных городах метро принадлежит разным организациям и компаниям.






Стоимость проезда

Станции метро в Японии поделены на зоны, в одну зону обычно входят 4 остановки. Стоимость варьируется в зависимости от города. В Саппоро, проезд стоит достаточно дорого, особенно по русским меркам. Так стоимость поездки в пределах одной зоны составляет от 200 йен (60 руб.), в дальнейшем за каждую зону прибавляется 40 йен. Билеты продаются в компьютеризированных автоматах, где можно приобрести их как на однократную поездку, так и карточку с фиксированной суммой на 1000, 5000 и 10000 йен (от 300-3000 руб.), при покупке карточки полагается 10-% скидка. Билеты печатаются на магнитной бумаге, куда кодируется время и место приобретения билета, делается это как для защиты от подделок, так и для сбора статистики о транспортном потоке между станциями, никакой личной информации при этом не собирается.

Кроме новых автоматов, попадаются и образцы двадцатилетней давности без всяких экранов, зато со множеством кнопок. Сделано это как по экономическим соображениям, так и для удобства пожилых людей - именно их можно увидеть за кнопками старого автомата. Для иностранца с поверхностными знаниями в японском или просто недавно прибывшего стоит выбрать современный автомат - там есть альтернативное меню на английском. Если возникли какие-либо сомнения при покупке билета, стоит обратиться к любому служащему на станции, жалко только, что их познания в английском языке ограничиваются лишь отдельными словами и выразительными жестами.



IC Card

В последнее время всё большие обороты набирает система индивидуальных карточек оплаты метрополитена. При помощи IC-чипа такие карточки используют систему бесконтактного считывания RFID, поэтому карточку не нужно доставать из бумажника, достаточно прижать его к сканеру. Многие вставляют такие карточки в чехлы от сотовых телефонов. Некоторые системы совместимы между собой, например, карточки Токийского метро работают в Саппоро и наоборот, но обычно система ориентирована для работы только в одной местности, хотя последние годы наметилась тенденция к глобализации. Кроме собственно метро, с помощью таких карточек можно ездить на автобусах, а также осуществлять покупки в магазинах, оснащённых совместимыми сканерами, как правило, в торговых центрах и ресторанах при станциях. Возможность привязать IC карточку к собственному банковскому счёту позволяет и вовсе забыть об очередях за билетами, а через интернет-сервис можно посмотреть собственную статистику поездок.




Проездные билеты

Месячные и трёхмесячные проездные билеты можно приобрести как в автомате, так и в офисе на любой крупной станции. В офис придётся обратиться, если вы претендуете на 50-% скидку как студент, школьник или пенсионер. Если ребёнку оформить проездной просто, достаточно показать документ, удостоверяющий его возраст, то иностранец может претендовать на студенческую скидку только при наличии студенческого билета государственного образца, который не могут выдать абсолютное большинство частных школ японского языка, находящихся в Японии. Даже без скидки проездной билет однозначно выгоднее, если вы ездите на метро два раза и более в день. Проездной покупается не на метро вообще, а в определённую зону между двумя и более станциями, при этом все станции внутри этой зоны бесплатны, а выход за пределы тарифицируется как обычный проезд. Проездной можно покупать только на поездки в метро или же на метро и автобус.


Станция




Каждые несколько секунд специальный динамик у каждого входа на станцию издает характерный мелодичный звук. Всё это в сочетании со специальными дорожками с рельефом позволяет слепым и слабовидящим людям полноценно пользоваться транспортом. Для лиц в инвалидном кресле предлагаются специальные лифты. Станции метро очень различаются размерами и количеством линий: от огромных центральных вокзалов до крошечных станций спальных районов. Обычно каждая станция - это целая система подземных переходов и коммуникаций, зачастую соединяющихся с магазинами и торговыми центрами. Несмотря на обилие пассажиров, на станциях очень чисто, нигде, кроме специально отведённых досок, не висят объявления. После покупки билета путь лежит к турникетам. При этом необходимо вставить билет или карточку и не забыть её забрать после, иначе возникнут проблемы при выходе. Часто бывает необходимо пересесть с одной ветки метро на другую, при этом не нужно выходить через турникет, потому что билет у вас турникет заберёт и придётся снова покупать новый, нужно воспользоваться специальным переходом, который есть на каждой станции, где возможна пересадка.


В вагоне метро





На разных ветках и в разных городах используются различные модели электропоездов, везде очень чисто, мягкие сиденья не носят и малейших следов вандализма, каждый день вагон моют вручную. Курить на территории станции или тем более в вагоне метро строжайше запрещено.

В некоторых составах вагоны сообщаются между собой и не имеют внутренних перегородок, при этом, если нет толпы, можно видеть все вагоны из одного конца состава до другого. При движении поезда можно видеть, как поворачивают вагоны, и тогда возникает странное чувство, словно путешествуешь внутри огромного червя.

В метро обычно неплохо ловится мобильная сеть, особенно оператора Au KDD и DoCoMo, но говорить по телефону в метро запрещено даже с использованием гарнитуры, хотя никто не мешает сидеть в интернете или писать электронную почту, чем и занимается абсолютное большинство японцев.
В каждом вагоне есть места для пожилых, больных и беременных женщин, обычно они выделены красным или тёмно-зелёным цветом. Теоретически обычные люди могут садиться на эти места, но должны уступить по первому требованию пассажира, для которого эти места предназначены, но на практике даже в переполненном вагоне на эти места будут садиться только те люди, которым это по-настоящему нужно. Более того, из-за того, что будущие мамы, у которых ещё не видно беременности, стеснялись занимать специальные места, были введены специальные наклейки на одежду, обозначающие женщин на ранних сроках беременно сти.




Яркие надписи возле специальных мест настойчиво требуют отключить питание мобильного телефона из опасения, что его излучение может нарушить работу сердечного водителя ритма. Несмотря на то, что в прошлом действительно было несколько подобных случаев, вероятность для современного телефона отключить водитель ритма исчезающе мала и большинство японцев этим требованием пренебрегают.




Поезда в метро движутся очень тихо и плавно, особенно если сравнить с ужасным грохотом и тряской Московского метрополитена, - секрет в резиновых шинах. Скорость обычно составляет 50-60 км/ч и только в вечно спешащем Токио на некоторых ветках достигает 90 км/ч.



Про чиканов

48415__468x_train-chikan-groping-hentai-013Что интересно, в Японии иностранцам и японцам запрещают совершенно разные вещи. Если на автоматах по продаже билетов на английском, а то и на чистейшем русском красуются надписи в духе "Пожалуйста, не бросайте в автомат монеты иностранных государств", то в вагонах метро частенько можно встретить невыразительный плакат в виде перечёркнутой руки. Нижеследующая фраза без всякого перевода на какой-либо другой язык утверждает, что "Чикан - это преступление, такие случаи будут преследоваться по закону". Само слово чикан обозначает акт сексуального домогательства в переполненном вагоне транспорта, а в более широком смысле - различного рода извращенцев в принципе. Надо сказать, что японский общественный транспорт и чиканы - два неразрывно связанных явления. Похоже, только в полумраке переполненной подземки скромный зажатый японский клерк может дать волю своим необузданным сексуальным порывам. Существует невообразимое количество эротической продукции на тему приставаний к женщинам в метро и другом транспорте. Более того, некоторые фирмы в Роппонги предоставляют желающим за деньги возможность приставать к специально обученным сотрудницам в комнате, полностью имитирующей вагон метро.Надо сказать, что многие жертвы подобных преступлений часто не пытаются позвать на помощь из чувства стыда и стойко терпят прикосновения настырных мужские пальцев, считая минуты до их станции. Известны случаи, когда такие приставания в поезде заканчивались самыми настоящими изнасилованиями.

Вагоны для женщин и детей

img_6Для решения проблемы чиканов,последнее время стали вводить специальные вагоны только для женщин и детей. В утрение часы-пик, несколько вагонов в составе обозначены специальной надписью и предназначены исключительно для женщин и маленьких детей. Если вы по ошибке или незнанию зайдёте в этот вагон вас вежливо но настойчиво попросят перейти в соседений. Могут и не попросить, особенно если вы иностранец, но косые взгляды пасажирок вам обеспечены. К счастью к 9 утра обычно двери спец вагонов открываются всем желающим.






Безбилетный проезд

Несмотря на то, что при покупке билетов никто не мешает вам приобрести, скажем, детский билет с 50-процентной скидкой, а то и вовсе перепрыгнуть через турникеты, это может вылиться в крупные проблемы. Ибо, если японскому нарушителю по закону грозит максимум штраф, для иностранца последствия могут быть гораздо более плачевными. В частности, попытка безбилетного проезда может стать основанием для депортации.




Метро и самоубийства
63446_up0092_123_153loПоследние время большой популярностью пользуется смерть под колёсами поезда метро, почти каждый день в Токио не обходится без очередного прыгуна. Если учесть, что поезда центральной ветки Токийского метрополитена движутся при скорости состава порядка 90 км/ч, спасти таких героев удаётся редко. Однако самоубийца, выбравший этот способ уйти из жизни, создаёт большие проблемы окружающим, связанные с нарушением расписания движения поездов и необходимостью отскребать его останки. Поэтому родственники умершего будут вынуждены заплатить солидный штраф - более 10000$ - за неподобающее поведение их родственника. Позиция японского правительства в этом вопросе предельно проста: «Существует множество способов уйти из жизни, всегда можно выбрать такой, который не будет столь сильно досаждать окружающим». Кроме штрафов теперь на большинстве станций установлены автоматические двери и забор огораживаюий пути от пассажиров. Кроме собственно самоубийств эти ограждения помогли сократить и число несчастных случаев.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment