lennikov (lennikov) wrote,
lennikov
lennikov

"Застава" – шаг назад в творчестве Сергея Лукьяненко.

Застава
На момент написания обзора я не знал, что данная книга является первой в большой серии куда будут писать различные авторы на подобие "Сталкера" или "Метро" это во многом снимает ряд претензий  к тексту крирпые я выдвинул в рецензии. Для "зачина" текст неплохой, по другому начинаешь смотреть на не раскрытые аспекты мира и тот факт что "сюжет не отигрывает тот мир в котором существует" в аспекте большой серии это смотрится вполне нормально. Первая книга устанавливает правила и в то же время не тянет одеяло на себя. Посмотрим, что получится из проекта в целом. Пока я настроен чуть менее скептично чем в начале.

Откровенно слабых книг у Сергея Лукьяненко немного, сходу вспоминаются только "Конкуренты". Однако это был коммерческий заказ – новеллизация компьютерной игры, где вселенная игры StarQuake налагала ряд ограничений на творческий процесс и требовала отсылок к игровой механике и технологиям. Всё равно, при всех недостатках "Конкуренты" книга хоть одноразовая, но достаточно весёлая, лёгкая и увлекательная.
Всё не так радужно с "Заставой", первое, что бросается в глаза, - это вторичность сюжетной концепции. Были у Сергея Лукьяненко книги о параллельных мирах. Дилогия Черновика и Спектр и нельзя сказать, что Застава это логическое развитие идей этих двух книг в новой обстановке. Наоборот "Застава" - это очень серьёзный шаг назад.Складывается впечатление, что задачей романа было создать упрощённую версию вышеназванного Спектра или Черновика, по рецепту: "проще сюжет, больше действия, меньше философии". К сожалению и задорного боевика в духе "Лорда с Планеты Земля" из Заставы не получилось, хотя бы потому, что Застава книга достаточно мрачная. Конечно, можно говорить о разнице восприятия и о том, что было бы странно, если бы мне в 30 лет нравились те же книги и сюжеты, что и в 13, но "Застава" совершает один непростительный, на мой взгляд, промах, который и позволяет назвать её очень слабой книгой. Данный роман не отыгрывает собственный антураж, Кирилл из Черновика и Мартин из Спектра показывали читателю миры весьма разнообразные как с физической, так и социальной точки зрения. Это было интересно и играло на развитие сюжета и главного героя. Здесь мы имеем один мир Центрума, причем мир не очень интересный. Вот какой смысл было наделять людей способностью открывать порталы в параллельный мир и показывать только Центрум? Равнины, степь, маленькие поселения, железная дорога. В Черновике Центрум занял бы своё место в веере миров, нечто похожее там собственно и было "мир без нефти", но и он был колоритнее и укладывался в одну главу. В "Заставе" вроде, как и загадочные брошенные города, и аномальные зоны, миры "ромашки" и миры "одуванчика", повышенная способность к обучению после прохода порталами, огромный простор для фантазии, как много можно и нужно было показать в мирах с разными физическими и временными законами. Но нет, сюжет уводит нас совсем в другую сторону, первую половину книги мы знакомимся с персонажами и наблюдаем за бессмысленной погоней в лучших традициях вестерна. Затем сюжет сменяется на герметичный детектив, заставляющий вспомнить Геном, и после небольшой паузы завершается динамичной и неплохо написанной развязкой.
Если стояла задача написать именно такой роман, то зачем было городить огород с Центрумом как местом действия? Почему пограничники, которые в основном состоят из землян, не имеют какой-либо системы управления или связи на Земле? Интернет и сотовая связь не работают в Центруме, но работают на Земле. Зачем было гнаться за поездом если можно было подать запрос в центральный офис пограничников на Земле? У Ивана не было средств связи с центральным офисом? А что он тогда за пограничник, который непонятно зачем и непонятно, что и от кого охраняет?  Почему в книге совсем нет взаимодействия между миром Центрума и миром Земли? Да, разлагаются в Центруме пластики, всё равно очень многое можно было сделать и без высших полимеров. Почему совсем не исследован этот вопрос? Что будет если поместить полимерный объект в герметичный сосуд из стекла и принести в Центрум? Почему никто не пытается сделать электронные схемы и устройства без пластиков? Керамика? Стекло? Углеволокно? При должной финансовой поддержке вполне можно было построить достаточно высокотехнологичные устройства, работоспособные в мире Центрума.
Почему никто не проводит таких экспериментов? Хотя бы не упоминает о них?  Совершенно неправдоподобное объяснение невмешательства правительства земли в дела Центрума. Особенно учитывая серьёзность опасности, которая исходит от параллельных миров. Ну, допустим, главное не правдоподобность мира, бог с ней. Главное персонажи, но и тут всё плохо, главный герой у Сергея Лукьяненко обычно в процессе развития сюжета претерпевал некоторый рост, через преодоление препятствий, предательство, потерю друзей, победы над врагами и это было интересно. Здесь до самого финала книги характер главного героя его внутренний мир, доступный читателю, не соответствует типажу его персонажа, а типаж и Ивана по сути комедийный, нелепый способ перемещения между мирами, несерьёзная профессия, откровенно глупые поступки. И одновременно с этим  Иван прирождённый лидер, хладнокровный, жесткий, решительный, знающий пределы собственных способностей и способностей подчинённых. Откуда это? В какой войне участвовал наш барабанщик? В какой спецслужбе служил? До середины книги я даже думал, что история окажется с двойным дном, а Иван и будет тем самым агентом врага, который переиграл не только товарищей, но и читателя. Это был бы сильный ход. Но нет, к финалу книги всё сходится, вот только без всякого роста со стороны героя. К последнему противостоянию Иван был готов практически с первых страниц. Да, я понимаю, что события книги укладываются в несколько дней, а описания прошлого это флешбеки, но и из этих флешбеков не видно роста Ивана как героя. Добавить ещё кастрированный секс, он как бы есть и его много, (не зря же книга получила рейтинг 16+), но это словно бы для галочки. Вот этот персонаж со всеми спит, этому дала, этому дала, и этой дала… А зачем это в книге? Чтобы проиллюстрировать что? Ладно, было бы хотя бы описание какой-нибудь эротической сцены, как это было в “Геноме” так и этого нет, всё за кадром и по сути к сюжету имеет мало отношения. Кроме разве-что, притянутой откуда то сбоку занудной морали о том, что распущенные половые связи до добра не доводят.
С едой тоже что-то случилось, кроме постоянного упоминания чая в пакетиках, (который в Центруме на вес золота!) герои едят мало и на этом тоже нет никакого акцента, на безрыбье начиняешь скучать по гастрономическим увлечениям Мартина. На общем блёклом фоне выделяется только загадочный враг и его агент. Вообще противостояние Ивана и агента это собственно всё, что есть в этой истории остальное вообще шелуха. И агент такой интересный, умный, энергичный, изобретательный, преследующий какую-то вполне определённую цель, явно имеющий некий мотив и идеологию, при этом совершенно не раскрытую. Зачем это всё происходит? Меня как читателя в конце даже подразнили книжечкой со всеми ответами, а потом демонстративно её сожгли. Что это? Не смогли придумать убедительной методологии для врага? Да не поверю! Простейшая концепция, первое, что приходит в голову, - технологическое развитие соседних миров разрушает мир "Очага". И вот вместо абстрактного агента зла, которое нужно уничтожить ради благоденствия всех, появляется живой человек со своей правдой, по сути, отражением правды главного героя, а поступки уже не становятся такими однозначными. Наоборот появляется трагедия двух близких людей, которые вынуждены сражаться насмерть каждый ради своего мира. Конечно, ничего этого в книге нет. В заставе понять мотивы "Очага" никто не пытаются, даже имея к этому возможность и это особенно нелогично, если учитывать отношения между агентом и персонажами, и сам характер Ивана. Ведь понимание мотивов врага это ключ к тому чтобы или победить или прекратить войну. В итоге для целевой аудитории 16+ книга, конечно, подойдёт. Можно легко написать продолжение, в конце концов, лазейки для второй (третей?) части в книге есть. Будут и продажи на уровне, хотя бы потому, что сейчас Лукьяненко уже не человек и не писатель, Лукьяненко - это бренд и какое-то время любой осмысленный текст из под его пера будет продаваться хорошо. И всё равно "Застава" – халтурная книга в одном ряду с "Конкурентами" однако в отличие от "Конкурентов", "Застава" не писалась на заказ и не имела жёстких рамок компьютерной игры первоисточника. "Застава" не дотягивает не только до лучших произведений Сергея Васильевича, но уступает даже его собственному раннему творчеству, почему так получилось, я не знаю.
Tags: Мысли вслух, Фантастика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments